«— Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
— Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот.
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!»

© Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Если ты тоже считаешь, что Достоевский бессмертен, то КПК «СЮЖЕТ» предлагает тебе к прочтению рецензию на один из романов великого Пятикнижия Федора Михайловича Достоевского, а именно – «Подросток».

Скорее переходи ниже, читай статью и #БудьВКурсе 👍

«Подросток»

«Подросток», изображение №1

Фёдор Михайлович Достоевский – выдающийся русский писатель XIX века, чьи произведения внесли значительный вклад в мировую литературу. Его работы известны своей глубокой проникновенностью в человеческую душу и мастерством психологического анализа.

«Подросток» – один из романов великого Пятикнижия Федора Михайловича Достоевского, куда, кроме него, входят «Братья Карамазовы»«Идиот»«Преступление и наказание» и «Бесы». Он был написан Достоевским в 1875 году и представляет собой чрезвычайно интересное и важное литературное произведение, отражающее духовные и моральные кризисы, характерные для русского общества того времени. В этом романе автор переносит читателя во внутренний мир подростка, который стремится разобраться в смысле жизни и своем месте в ней. Подобно другим произведениям Достоевского, «Подросток» пронизан философскими и моральными дилеммами, раскрывая глубину человеческой души и ее борьбу с окружающим миром.

Ф.М. Достоевский и первая страница романа
Ф.М. Достоевский и первая страница романа

Аркадий Долгорукий – главный герой, от лица которого ведется повествование. Аркадий взрослеет и пытается решить для себя проблему собственного места и предназначения. Все происходит с такой пронзительностью и отчаянием, что каменный Петербург, с его прокуренными и залитыми винным перегаром кабаками, мощеными улицами, с холодной Невой и вечными непогодами, кажется самым подходящим местом. По ходу романа подросток становится втянутым в сплетение интересов и страстей других персонажей, порой даже самым роковым образом. Роман называется «Подросток», потому как Аркадий по характеру и метанию от одного чувства к другому, наивности и неподготовленности к реальности и есть подросток.

Кадр из художественного телефильма «Подросток», 1983 г.
Кадр из художественного телефильма «Подросток», 1983 г.

«Я перечел теперь то, что сейчас написал, и вижу, что я гораздо умнее написанного. Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нем остается?»

Роман предлагает глубокий анализ взаимоотношений в семье, особенно между Аркадием и его отцом, помещиком Версиловым. Он практически его не знал, с детских лет сохранились отдельные воспоминания, и, вызванный им в Санкт-Петербург, он страстно хочет его узнать, понять, сблизиться, получить его признание. В мальчике борются два чувства – ненависть к Версилову и желание всячески его оправдать. Эта любовь-вражда, переход от одного полюса к другому при открытии все новых фактов о прошлом Версилова и о истории его любви и его отношений с матерью Аркадия, держит в напряжении в течение всего романа.

Кадр из одноименного спектакля
Кадр из одноименного спектакля

«Но, если так понимает одно, зачем же совсем не понимает другого? И неужели он не ломался, а и в самом деле не в состоянии был догадаться, что мне не дворянство версиловское нужно было, что не рождения моего я не могу ему простить, а что мне самого Версилова всю жизнь надо было, всего человека, отца, и что эта мысль вошла уже в кровь мою? Неужели же такой тонкий человек настолько туп и груб? А если нет, то зачем же он меня бесит, зачем притворяется?»

Приехав в Петербург, Аркадий попадает в сеть интриг, и будучи наивным и добрым человеком, он совсем не готов к происходящему. А главная интрига связана с обладанием очень важным письмом, вокруг которого и закручивается основной сюжет.

Кадр из одноименного спектакля
Кадр из одноименного спектакля

«Было то, что всегда бывает: кого больше любишь, того первого и оскорбляешь»

Говоря о «Подростке», можно говорить и о важности воспитания, о важности влияния старшего поколения на умы детей, глядя на которых они учатся жить и мыслить самостоятельно. В романе есть и вставная новелла о грехе и искуплении, и пронзительные размышления об атеизме и христианстве, и любовь-соперничество, и роковая любовь-страсть, и любовь-привязанность, и благодарность, и много всего другого. И не в последнюю очередь – много загадок для читателя, который захочет найти ответ на вопрос о том, что же хотел сказать автор.