Примеры брендбуков
Макетные установки. ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ.
Проектная задача — задача — создание единой макетной схемы взаимодействия логоблока, цветов, типографики,
а также абстрактных элементов второго уровня (паттернов, фонов и фотостиля).
Всё это тестируется на самом первом макете, как правило, для наружной рекламы, а в дальнейшем просто в разных пропорциях перестраивается/перевёрстывается (если речь идет о других макетах)
…или масштабируется, визуально «цитируется» (если речь идёт
о малоразмерных носителях «быстрой коммуникации», кружках, конвертах, бланках, неинформационных носителях)
всякий раз адаптируется к конкретному формату и размеру: билборду 3×6, сити-формату, баннеру для контекста, обложке буклета, и т.д., и т.п.




Для этого уже на первом макете, который
вы разрабатываете, необходимо очень чётко понимать какие у вас закладываются дальнейшие макетные установки, каков прицип сборки и расположения информации…
…всегда понимать, какая доминанта объединяет все ваши разнородные макеты и носители (или доминирующий брендирующий цвет,
либо, при отсутствии такой возможности, когда брендирующих цветов много, или они не определены конкретно, либо не являются основной «фишкой», объединять графическим элементом/«инженерным» приёмом/стилистическим трендом).
Не ленитесь (!) сперва, когда закладываете макетный принцип,«В КАРАНДАШЕ» продумать МАКСИМАЛЬНОЕ количество вариантов расположения, минимум,
трёх «классов» элементов
— лого-блока и констант фирменного стиля
— ключевого изображения (key visual)
— акцидентной и информационной типографики
(доносящей бренд-оффер)

Эскизы-схемы в рамках обсуждения студенческого проекта в сфере брендинга территорий
_______________
Естественно, композиционные законы
и визуальная иерархия — вам в помощь
Вопрос:
Почему нам так нравится наружка Райффайзена?


…и Альфа-Банка?


Ответ:
— наличие визуальной иерархии (на макете всегда есть главное
и второстепенное, а также есть визуальная «точка входа»
и есть «объекты желания», т.е. психологически макеты выстроены так,
чтобы сделать коммуникацию целевой аудитории с брендом — желанной)
— внятная, «не забитая» композиция с наличием «воздуха» и грамотным использованием «якорных объектов» (1)(2)
— продуманная акцидентная (крупнокегельная, крупноразмерная) типографика (особенно это важно для бренд оффера).
Интеллектуальный подбор шрифтов, или и шрифтовых пар.
— правильно подобранный key visual, усиливающий коммуникацию
— продуманая модульная сетка
— органичное расположение лого-блока и качественная работа констант фирменного стиля (цвет и элементы фирменной графики)
Ещё раз: шесть «китов», на которых строится
правильная макетная разработка
- Визуальная иерархия
- Композиция (воздух, якорные объекты)
- Типографика
- Подбор фотостиля/key visual
- Качественный модуль/сетка
- Органичность «брендирования» макета
_______________
Максимально понятно это объясняет Вадим Гранич в доступном гайде
«Как за 5 минут сделать плакат,
чтобы клиент его утвердил»
Смотреть обязательно, прямо сейчас!
(трата времени — всего 9 минут, а с повторением для закрепления — 18)
Гранич, вроде бы, объясняет то, что многие из вас уже давно знают
(но почему-то не применяют, а ведь теория без практики — ничто):
— ассиметрия, пришедшая к нам из швейцарской типографики
— «флаговая» вёрстка по левому краю (хотя это тоже недогма)
— «Якорные объекты», минимализм и «воздух»
— визуальная «точка входа» (она же — графическая доминанта макета,
вокруг которой выстраивается в макете всё остальное).
В 95% случаев графическая доминанта, базовая точка входа в макет
для наружки — одна (в журналах и буклетах бывают две и больше)

— визуальная иерархия блоков вёрстки текста


— контраст масштаба

Естественно, приведённый выше видеогайд от Гранича
(который исповедует примерно то же видение дизайна, что и ваш преподаватель) — не универсальное решение задачи создания сильной наружки и прочих макетов…
— брендированной деловой документации (визитки, бланки, конверты, etc.)
— минимум одной позиции брендированного сейлз-кита (обложка буклета)
— минимум нескольких позиций мерча (кружка, толстовка, майка и т.д.)
— макетов для «цифры»: баннеров для контекстной рекламы (Яндекс, Google),
а также баннеров и прочие элементы оформления для соцсетей (если нужно)
— а также тех уникальных позиций, которые содержатся в ваших CJM‘ах
…НО он даёт очень точный механизм разработки универсальной изменяемой и адаптивной макетной схемы
_______________
Давайте вернёмся к нашему списку-чеклисту
хорошего макета
- Визуальная иерархия
- Композиция (воздух, якорные объекты)
- Типографика
- Подбор фотостиля/key visual
- Качественный модуль/сетка
- Органичность «брендирования» макета
_______________
Помимо формальных композиционных задач при создании «универсального макета» (изменяемой и хорошо адаптируемой к любому изменению формата макетной схемы)…
.…есть ещё понятие тренда (тенденций, моды, традиций оформления макетов для той или иной ниши, товарной группы, и т.д.) и стилизации
Разберём подробно, к примеру, тему «spa»:
Для брендированных макетов outdoor (и, соответственно, для баннеров контекстной рекламы и обложек буклетов), в нише «spa» характерен максимально «воздушный» макет, с акцентом на «персональном», или «продуковом» key visual’е как на композиционной доминанте.
А также на ретуши и дополнительной цветокоррекции исходников,
обтравке изображений, интеллектуальной замене фона, радикальном кадрировании изображения для более острой композиции.
И самое главное, брендинг spa, wellness & beauty — это одна из немногих ниш,
где в типографике, помимо гротесков, широко используются старостильные динамические антиквы, и в целом, антиквенные




… «воздушность» в этой нише должна соблюдаться не только
в наружке, но и в визуальной подаче, презентации, собственно,
логотипа/фирменного блока, а также макетов деловой документации.


И так в каждой теме: везде есть свои особенности и тренды (модные тенденции) оформления макетов, которые надо,
не жалея времени и сил, изучать каждый день, чтобы потом «не изобретать велосипед»
Какую нишу ни возьми…
— активный туризм
— музеи
— ботанические сады, общественные парки
— недвижимость
— брендинг территории (города, регионы, события)
— большие универсальные магазины
— сетевые кофейни
— музыкальный бизнес (промоушен музыкальных групп, record business, платформы цифровой дистрибуции контента, и т.д.)
— кинотеатры (киносети, мультиплекс, и т.д.)
— IT, инновации и робототехника…
…в каждой есть свои закономерности оформления брендируемых макетов и носителей
К примеру, в нише «брендинга территории», в отличие от брендинг spa, wellness & beauty, основной упор, основные акценты, основная смысловая нагрузка ложится не на key visuals, а собственно, на элементы айдентики, знаковые ряды второго уровня: паттерны и прочую фирменную
векторную графику, «привязанную» брендирующим цветом.
В этом сценарии логотип/фирменный блок может быть, и чаще всего, бывает «точкой входа», графической доминантой макета…


…либо логотип/фирменный блок — существует в «наружке» как часть семиотического ряда (смыслового ряда равноценных графических элементов)

_______________
Качественный базовый модуль/сетка в макетной разработке начинается с соблюдения общепринятых размерностей
Глаз потребителя— самый главный абстракционист, и мгновенно схватывает «несобранную» композицию без иерархии и акцентов, без соразмерностей…
и очень удивляется. И безотчётно требует создания этой иерархии.
К примеру, правило третей в макетах для outdoor: создается сетка, которая делит высоту и ширину композиции на три равновеликие части, и все самые важные элементы ассиметричной композиции находятся в точках пересечения этой сетки, либо выравниваются по направляющим этой сетки.
Сетка, выстроенная по правилам третей помогает настраивать визуальную иерархию в макете

_______________
…а при построении макета локальными фонами и плашками, правило третей помогает нам сохранить и подчеркнуть иерархию «главное-второстепенное», помогает сделать так, чтобы макет визуально не «развалился».

Верхний макет «развалился» визуально на два отдельных,
так как нет контраста, масштаба, разницы и иерархии.
Нижний макет — един. И имеет правильную иерархию и соподчинение.
А всего-то было применено правило третей: правая часть макета —
визуально занимает 1/3 общей ширины
________________________________________________________________________________________________________________________
«Якорные объекты», минимализм и «воздух» в дизайне.
Что такое «якорные объекты»?
Это «объекты внимания».
— заголовки (акцидентная/крупнокегельная вёрстка)
— крупные иллюстрации и фотографии
— любые акценты (от наборных до графических)
Типовые места расположения якорных объектов
в композиции
— или тяготение к одному из углов
— или тяготение к центру прямоугольника
…главной страницы сайта, одного из фреймов композиции, полосы набора, композиции плаката, и т.д., и т.п.

Привязка малоразмерных элементов к сторонам композиции. Нужна для психологической фокусировки внимания зрителей на центре композиции.


Это работает
— как внутри каждого фрейма (если это онлайн),
типового блока вёрстки (если это офлайн)

…якорные объекты «магнитятся» к углам фрейма (блока вёрстки)

— так и в общей композиции



А если мы говорим о плакате, то, помимо якорных объектов, существуют ещё и оси композиции
(центральные и диагональные, или вот как в этом случае — сочетание центральной и диагональной)

Правило якорных объектов отступает лишь перед организованной по принципу внутренней чередуемости ритмов «сплошной» типографической композицией.


При вёрстке «якорные» объекты «укладываются» в модульную сетку, как в нужные «ячейки» матрицы.


Как правило в вёрстке все самые яркие акценты и типовые элементы (колонтитулы, колонцифры и т.д.) сознательно «подвешиваются»
а) на оси композиции (вертикальные, горизонтальные, диагональные),
б) а также тяготеют к центральным,
или угловым «якорям».


Дело в том, что сетка сама НЕ создаёт композицию.
Композицию создаёт контраст (разница между размерами)
и наличие «воздуха», т.е. «работающего» не запечатанного «наглухо» пространства между элементами.
Пожалуйста, также факультативно на досуге почитайте про якорные объекты
в изложении экспертов Бюро Горбунова https://bureau.ru/soviet/20140324
Что же такое «воздух»?
Это НЕ «дырка в дизайне»
(так думать и говорить — не слишком грамотно).
Это противовес высокому контрасту и «весу» акцидентной (крупнокгельной) вёрстки, или крупной фотографии/иллюстрации.
Это способ создания ритмических пропусков
и «контрапунктов» при сознательно «минималистической» типограйике и вёрстке.
Хорошая типографика и вёрстка чего угодно — плаката, годового отчёта, сайта построена на четырёх принципах.
- «Якорные объекты» (центр и углы), довольно часто в сочетании с привязкой более мелких элементов к сторонам формата
- «Воздух»
- «Иерархия» в наборе (т.е. какие-то закономерности в отношении взаимных размеров разных «классов» объектов)
- В некоторых случаях — соблюдение невидимых композиционных осей
(центральной, диагональной, и т.д.)

«Воздух» в плакате это
1. Визуальная антитеза «массе» самого крупного объекта…

…который довольно часто стоит не абы как, а по сетке…

2. Создание небанального соотношения ритмов внутри крупнокегельной (акцидентной) типографики, а также интересной (!) неравнодушной (!) не формальной (!) постановки к краям листа.


В случае инверсии/выворотки роль «воздуха» остается или за чёрным фоном, или за фоном плотным по цветности.

Внутренний ритм и структура
Важно понимать, что в «швейцарской школе дизайна» внутренняя структура
и ритм довольно часто фактически не учитывают принцип «якорности».
Особенно в плакатах.

…и в «голландской школе» это работает «в сторону ритма»

…чем больше внутреннего ритма, и чем меньше крупных контрастов, тем меньшую роль играет «якорение», привязка, «примагничивание» к углам, сторонам, или центру композиции.
Контраст и «привязка»
Но…
когда возникает сопоставление маштабов элементов, и когда появляется доминирующая композиция фигуративного изображение, выстраивание «якорных» привязок — принципиально важно.







В связи с этим, минимализм — это первая дизайнерская философия, которую я хотел бы для вас сформулировать.
- Минимализм — это игра в «пределы считываемости» формы
- Минимализм — это единственный формат, в котором с точки зрения ремесленной многосложности делается минимум, но при этом всё «примагничено» к «местам силы» якорных объектов
- Минимализм — это отказ от избыточного цвета, текста, формы, при огромном внимании к мелочам
- Минимализм — это символы, метафоры, выраженные с визуальной точки зрения «экономно».
- При помощи минималистичного дизайна мы оформляем дорогие, или узко нишевые, или даже личные бренды, продукты, сервисы
Пределы «визуальной считываемости формы» объекта или графемы (буквы), либо «острая», навылет, компоновка


















Внимание к деталям — это прежде всего, внимание
к шрифтам и их сочетаниям

С первого же курса необходимо изучать классификацию шрифтов
http://rus.paratype.ru/classification

Минимализм предполагает всякий раз в одном проекте использовать не больше одной гарнитуры.
Это признак хорошего вкуса и умения работать
с типографикой.
Сейчас будет уместна большая цитата
из великолепной статьи Гаянэ Багдасарян
Основные принципы сочетания шрифтов
«Ограничением одной гарнитурой автоматически достигается единство, разнообразием начертаний — контраст. Даже в сложноструктурированных изданиях с многоступенчатой системой рубрикации, несколькими параллельно идущими текстами, множеством примечаний, подписей и сносок можно ограничиться одной расширенной шрифтовой гарнитурой с большим количеством начертаний. ITC Франклин Готик, к примеру, включает в себя двадцать два начертания, FF Mета — двадцать, ITC Официна Санс и ITC Официна Сериф — по пятнадцать, Прагматика — сорок два, ITC Чартер — восемь. Однако и здесь надо соблюдать меру и не использовать сразу все возможности шрифта. Соседние по насыщенности начертания, как правило, плохо работают вместе. Не хватает контраста.
Поэтому лучше «брать через одного» — к примеру, сочетать начертания Light и Medium, Normal и Bold.»
http://rus.paratype.ru/pairing-typefaces
Примеры легально бесплатных гротесков с большим количеством начертаний:
Inter
Rubik
IBM Plex
Open Sans
Roboto
Source Sans

Инструменты. Часть 1: Индивидуальная библиотека шрифтов
Совершенно очевидно, что качественный результат семестрового проекта начинается с систематизации при подготовке инструментария.
Все «инструменты» должны быть подобраны, протестированы, и разложены по «ящичкам» и «полочкам».
Индивидуальная библиотека шрифтов
Что такое «индивидуальная библиотека шрифтов»? Это те шрифтовые наборы, которые лично вы используете/будете использовать, как практикующие дизайнеры.


Самое лучшее, чтобы в дальнейшем мы уже с вами говорили не просто о случайном наборе шрифтов, а о шрифтовых парах, которые вы подбираете, тестируете и проверяете в деле.
В этом смысле категория «шрифта, который нравится/не нравится» не имеет никакого отношения к рабочему процессу.
Та или иная шрифтовая пара хороша не сама по себе, а только в зависимости от того, какую задачу при помощи неё можно решить эффективно, удобно, читабельно и красиво с точки зрения типографики.
Задание: вдумчиво прочитать https://almanac-rus.readymag.com/fonts/

Задание: вдумчиво прочитать материал Юрия Остроменцкого
https://setka.io/rublog/font-pairing

При дефиците времени можно юзать таблицу Артёма Помельникова (PDF).
Но это, конечно же, «костыли». И «свои» шрифтовые пары надо искать самим, по определённым принципам, не один день, и только исходя из собственного рабочего и учебного опыта.
Задание: скачать эту шпаргалку в PDF

Принципы подбора шрифтовых пар диктуются вашими макетными (эстетическими и логическими) задачами.
Что такое «плохое сочетание шрифтов», и какими приёмами на вёрстке это можно хотя бы немного «вылечить» (что не отменяет задачи постоянного поиска хороших, грамотных шрифтовых пар и проверки гипотез), объясняет Аня Данилова, шрифтовик «Бюро»
Задание: вдумчиво прочитать https://bureau.ru/bb/soviet/20180818/

Теперь конкретно, что же это за «определённые принципы» работы со шрифтами:
I. Изучать шрифтовые семейства и разбираться в них. Знать терминологию.
Помимо прочего, к этому мы будем обязательно периодически возвращаться в семестре.

II. Учиться комбинировать антиквы («шрифты с засечками») с гротесками («шрифтами без засечек»).
III. И наоборот: учиться комбинировать гротески («шрифты без засечек») с антиквами («шрифтами с засечками») .
IV. Избегать использования в шрифтовой паре двух шрифтов, схожих по конструкции.
V. Учиться интеллигентно, но эффективно работать с контрастом («жирностью» и начертанием) шрифтов в вёрстке.
VI. Воспитывать в себе грамотный «минимализм». Не устраивать «шрифтовую помойку» в проектах. Искать для каждой задачи каждый раз свой минимальный набор шрифтов (2-3 шрифтовые гарнитуры). А для группы задач (гайдбук, дизайн-система, UI kit) — всякий раз унифицированную шрифтовую пару.

VII. Не смешивать декоративные шрифты разных стилей и исторических эпох.
VIII. Если контент (особенно в заголовках) относится к определённой исторической стилистике, то и шрифт должен ему соответствовать.
Всё вместе:

Помимо формального и постоянного («циклического») подбора шрифтовых пар, необходимо также систематизировать свои шрифты по назначению, по задаче (т.е. понимать, для чего вы собираетесь использовать тот или иной шрифт вашей коллекции).
У сервиса аренды шрифтов Rentafont в помощь вам есть замечательный, интуитивно понятный, механизм подбора шрифтов.
Шрифты можно подбирать по форме знаков

…по формальным ассоциациям

…для целевого использования (объект дизайна, носитель, место в макете)

…и есть даже более подробно сегментированный поиск по 70 шрифтовым наборам: https://rentafont.ru/font_collections

Почему арендовать шрифты более выгодно, нежели их покупать, мы поговорим с вами на ближайшем очном занятии.
А теперь настало время ещё раз напомнить, какие шрифты можно, а какие нельзя юзать в семестровых (учебных и некоммерческих!) проектах с точки зрения здравого смысла.
Для начала давайте вспомним, в чём проблема шрифтов Google Fonts:
в силу их бесплатности, примерно 50% из них там висят как промо от соответствующих студий и шрифтовиков. И качество их разработки оставляет желать лучшего.
Для вёрстки (для текстовых блоков, в качестве наборных шрифтов) учебного, некоммерческого проекта — естественно, сойдёт.

Но для изощрённой типографики, крупнокегельного набора, акциденции в учебных (!) брендинговых проектах— нет, не «сойдёт».
Во «взрослой» айдентике типографика — активнейшая составляющая, на которой строится вся выразительность, вербальная и визуальная «сила» разработки.























Когда вы работаете с коммерческим (не с учебным) проектом, в бюджет [вами и командой менеджеров] закладывается в том числе и стоимость
1. Покупки/аренды и модификации готового шрифта
2. Разработки эксклюзивного шрифта под задачи брендирования
Пример:
под проект брендинга «Связного» (от агентства от агентства Ctzn)
студией Brownfox был разработан уникальный шрифт




Поскольку Капитан Очевидность нам подсказывает, что в учебных проектах мы не имеем ресурса, чтобы покупать, или арендовать шрифты, у нас есть на этот семестр только один путь: использовать бесплатные легальные (иногда весьма условно легальные, но это ничего) кириллические шрифты из комьюнити https://vk.com/shrift, а также из ещё нескольких похожих пабликов.
+ плюс конечно же МОЖНО применять те шрифты, которые были ЧЕСТНО КУПЛЕНЫ в начале 2000-х, и установлены на всех машинах в нашей аудитории.

Для учебного формата такой подход — приемлем.
Но сразу после диплома, как только вы переходите на позицию профессионала, вам надо начинать построже соблюдать юридические нормы.
Ибо любой шрифт — это объект авторского права.
Именно поэтому надо уметь разбираться, какой шрифт ни при каких обстоятельствах не может быть легально бесплатным. Или даже условно бесплатным. И не использовать такой шрифт в этом качестве.
Так же, как и есть целый ряд шрифтов, которые вы можете использовать абсолютно СВОБОДНО.
К примеру, шрифт Charter НЕ имеет легального free-аналога (в отличие от Garamond/EB Garamond и Cormoran Garamond), и поэтому никогда не появится ни на Google Fonts, ни в коммуне «Бесплатные шрифты».
Его можно купить только у ParaType https://www.paratype.ru/fonts/pt/itc-charter

А вот шрифт, к примеру, Roboto изначально создавался «под свободное использование», да ещё и с кучей начертаний

Грубо говоря: если сравнивать, ну предположим, шрифты Spectral и Din Stencil, вы понимаете, что Spectral вы можете юзать спокойно, и именно поэтому он абсолютно беспалевно лежит в БШ
А если вам вдруг нравится Din Stencil (все 18 начертаний), потерпите до окончания диплома, найдите проект, в рамках бюджетирования которого заказчику не покажется высокой цена за покупку или аренду всего шрифтовое семейство — и наслаждайтесь тест-драйвом «в полевых условиях».









Проще говоря:

Каждому из вас надо скомплектовать за месяц [параллельно прочим учебным процессам] основу собственного шрифтового набора (шрифтовой коллекции) для семестрового проекта.
Для того, чтобы экспериментировать со шрифтовыми парами, у вас в коллекции должно быть от 15 до 40 исходных избранных шрифтов.
Из которых в итоге (в проекте) будут использоваться 2-3 шрифтовые гарнитуры.
Начать с того, что прошерстить https://fonts.google.com
Скачать 5, более-менее приличных по рисунку, антиквенных шрифтов
https://fonts.google.com/?category=Serif&subset=cyrillic
Затем 5-10, более-менее приличных по рисунку, гротесков (сансерифов)
https://fonts.google.com/?category=Sans+Serif&subset=cyrillic
Для тех, кто подзабыл алгоритм установки каждого конкретного шрифтового семейства с Google Fonts на Windows, вот пошаговая напоминалка:
Выбираете font pack…

…скачиваете…


…распаковываете…


…устанавливаете…

…и делате для каждого установленного нового шрифта — font specimen (шпаргалку со всеми начертаниями каждой шрифтовой гарнитуры в формируемой коллекции), распечатываете и вешаете себе на стену:

Затем просеять несколько недель в «фоновом» режиме (занимаясь этим время от времени) https://vk.com/shrift,
и https://vk.com/inprintdesign/typography
Отобрать, скачать и установить себе 10-15 лучших гротесков

Отобрать, скачать и установить себе 10-15 лучших антиквенных шрифтов

В итоге у вас получится сбалансированный набор до 40 шрифтовых гарнитур, на основе которого уже можно осознанно экспериментировать со шрифтовыми парами и типографикой при работе над полноценным брендинговым проектом.
___________________________________________________________________________________________________
Динамическая айдентика. Многообразие решений в дизайне и производстве.
Динамическая айдентика (как частный случай дизайн-системы) — это не одна из разновидностей фирменных стилей, а своеобразный «контейнер». Универсальный формат брендирования событий, продуктов, сервисов, персоналий и т.д., использующий «рекламный» инструментарий, внутри которого идеально раскрываются…

…вектор и растр (в основном, обтравленные фотографии), а также…


…handmade illustration…


…а также хорошо сосуществуют цвет, статика и динамика…

…типографика и минимализм…


…flat design и low poly…




…flat design и low poly…

…flat design и low poly…
…и различные виды CGI…

…и различные виды CGI…



…и различные виды CGI…


Динамическая айдентика предполагает настолько разный диапазон инструментов, что вам будет сложно сделать две похожие работы)
________________________________________________________________________________________
1 схема разработки динамической айдентики: Вариации https://ru.pinterest.com/vdobrovinsky/вариации-внутри-неизменной-общей-формы/
2 схема разработки: Айдентика-конструктор
https://www.nimax.ru/grotem/
https://plenum.ru/projects/caravan
3 схема: “Контейнер” (типографика.графика)
https://www.behance.net/gallery/38491713/Singapore-Art-Museum-Branding
http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/196475-polytech
_______________________________________________________________________________________
Карта ассоциаций. Пример
https://www.logologika.ru/blog/show-12
_______________________________________________________________________________________
Пример брендирования самых разных носителей семиотикой второго уровня (элементами фирменного стиля второго уровня: упрощёнными) https://www.behance.net/gallery/27353033/Pattern-of-MegaFon
______________________________________________________________________________________
КЕЙСЫ
База данных по кейсам АБКР: http://russianbranding.ru
https://www.facebook.com/pg/russianbranding/photos
(альбомы «Брендинговые проекты недели», на данный момент — 189 выпусков)

И еще. Вот моя выборка агентств [конечно же, список будет пополняться и пересматриваться], чьи кейсы нам будут полезны для изучения весь год:
Смотреть все кейсы «Нимакс»: https://nimax.ru/#projects

«SmartHeart»: https://sh.agency/branding

«Логомашина»: https://logomachine.ru

«Mildberry»: https://mildberry.ru

«ONY»: https://ony.ru/branding

«:OTVETDESIGN»: https://otvetdesign.ru/corporate_branding
https://otvetdesign.ru/consumer_branding

«ДизайнДепо»: https://designdepot.ru/projects/?trend=id

БРИФ. Пример
Работа с носителями. Перенос айдентики в окружающий контекст. (первая часть)
Идентификаторы бренда (brand identificators) – набор сенсорных (вербальных/визуальных) признаков, имеющих отношение к данному бренду, по которым он идентифицируется целевыми аудиториями.
Классы/виды идентификаторов, «запрограммированные» в базовом наборе визуальных элементов фирменного стиля, это –
— собственно, фирменный блок/логоблок (логотип либо неизменяемый, традиционный, либо динамический, если это dynamic identity)
— цвет/цветовая схема
— шрифт/типографика
— паттерны и абстрактные элементы фирменной графики
(если они предусмотрены спецификой проекта и логикой разработки)
— фотостиль, иллюстрации, образы


Три наиболее распространенные схемы разработки динамической айдентики, которые мы обычно используем:
— полиморфная айдентика (изменяемая айдентика)
— вариативная айдентика (вариации внутри неизменной базовой формы)
— айдентика-конструктор (примеры: 1, 2)
Разумеется, схем разработки намного больше (можно скачать и распечатать себе pdf: https://vk.com/s/v1/doc/V_tns8aVoRvZW6Vr3K-YkYh_6e5VouunqP-uKlXX3VDof37HacA)

Перенос айдентики в окружающий контекст
Разрабатываемая элементная база айдентики не может существовать как «вещь в себе» в «безвоздушном пространстве», и с определённого этапа, чаще всего, с черновых версий векторов, должна далее проектироваться во взаимосвязи с окружающим контекстом: носителями, макетами, цветовой и предметной средой, предполагаемыми точками контакта с целевой аудиторией.
Именно для этого вы и заполняли customers journey map
(CJM, карту путешествий пользователя).
Дело в том, что в CJM «зашиты» носители и точки контакта с целевой аудиторией…

…которые дают представление о том, какой сценарий выстраивания визуального ряда/какая логика взаимосвязи носителей вы выстроите конкретно для вашего проекта.
Общая таблица носителей фирменного стиля: https://disk.yandex.ru/i/zhVTKWVp9-qrAA (PDF), из которой
вы выбираете «точки контакта», согласно вашим CJM‘ам, а затем подбираете соответствующие мокапы, верстаете макеты и визуальный ряд для «сборки»
и презентации проекта.

Перенос базовых идентификаторов айдентики
в окружающий контекст — это разработка сценария, «драматургии» существования идентичности, применительно к реальности (объективной и «цифровой»)
Пример: брендинг региона/города Орёл (Саши Фроловой)
1 . Элементная база
— собственно, фирменный блок/логоблок (логотип либо неизменяемый, традиционный, либо динамический, если это dynamic identity)
— цвет/цветовая схема
— шрифт/типографика
— паттерны и абстрактные элементы фирменной графики
(если они предусмотрены спецификой проекта и логикой разработки)
— фотостиль, иллюстрации, образы
https://drive.google.com/drive/folders/1BqWS7OTjnWSPqgQVLWZHt1ds1sr0mliG?usp=sharing

2. CJM (customers journey map)
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1pYDyrSxsQnIbssdaNF2et2BKJvcJqUA_2967OfGxgnI/edit?usp=sharing

Отмечаем для себя разделы «Точки контакта» и «Дизайнерский продукт»
и начинаем продумывать визуальный ряд (мокапы, макеты, фотопривязки).
Немного про дальнейшую терминологию (чтобы мы единообразно понимали друг друга):
Мокапы: это редактируемые заготовки всех носителей элементов идентичности бренда, которые подбираются
под ваш CJM.
Источники мокапов регулярно добавляются в «Антресоль визуальных коммуникаций»

Макеты: это то, что вы верстаете (макеты для документации, макеты для наружки, соцсетей, презентационной информационной полиграфии, и т.д.,в зависимости от того, что у вас в CJM), а затем помещаете в мокапы (макеты для документации, макеты для наружки, мерч, соцсети, и т.д.).
https://www.behance.net/collection/193626329/Destination-Branding-Linear





Помимо абстрактных мокапов должны быть фотопривязки к конкретным местам (общественным пространствам, зданиям, объектам), в том случае, если идентификаторы бренда в части наружной рекламы и wayfinding‘а имеют локализацию.
Тут имеет смысл процитировать предыдущий конспект:
https://vk.com/@viscom2019-key-visuals-dlya-naruzhki-out-of-home-vzaimootnosheniya-diza
Понятие «фотопривязки», и вписывание макета в контекст наружной рекламы (сити-форматов, билбордов, и т.д.)

Есть мокапы с уже готовыми смарт-слоями (фотопривязками)
Заготовки панелей наружки/OOH (Out-of-home) с уже сделанной фотопривязкой к зонированию условного «ЖК» (PSD, free)

Интерьерные заготовки (PSD, free)

Но возможно сделать и свою фотопривязку ваших будущих макетов, если у вас есть уникальные исходники (носители, фотографии высокого разрешения, имеющие отношение непосредственно к вашему бренду)
Как сделать фотопривязки макетов для носителей наружной рекламы (посмотрите дома за выходные):
Для проектов по destination branding-у этими исходниками вполне могут быть full screen’ы конкретных (разных, но интересных) локаций города (Орёл, Протвино, ит.д.), «снятые» с широкоэкранного дисплеяс Google Street view…

…в которые потом можно сделать фотопривязку рекламных конструкций.
Виды носителей:








https://www.behance.net/search/projects/?search=наружная%20реклам




Макетные установки. Визуальное и концептуальное единство проекта. Перенос айдентики в окружающий контекст. (вторая часть)
Мы с вами начали подробно разбираться с процессом переноса элементной базы айдентики на разные виды носителей, и озаботились задачей имплементации визуальных идентификаторов бренда
в окружающий контекст (аналоговый и цифровой).
И теперь нам надо разобраться с проектным и макетным единством…
…и вообще на практике отработать алгоритм и последовательность работы
по объединению брендирующих элементов (визуальных идентификаторов бренда), типографики (как акцидентной, так и наборной),
а также фотостиля (и иллюстраций, если они есть)
Напоминаю, что идентификаторы бренда (brand identificators) – набор сенсорных (вербальных/визуальных) признаков, имеющих отношение
к данному бренду, по которым он идентифицируется целевыми аудиториями.
Классы/виды идентификаторов, «запрограммированные» в базовом наборе визуальных элементов фирменного стиля, это –
— собственно, фирменный блок/логоблок (логотип либо неизменяемый, традиционный, либо динамический, если это dynamic identity)
— цвет/цветовая схема
— шрифт/типографика
— фоны и абстрактные элементы фирменной графики
(если они предусмотрены спецификой проекта и логикой разработки)
— фотостиль, иллюстрации, образы

В рамках любого брендингового проекта нам необходимо визуальное, когнитивное, метафорическое единство абсолютно разных носителей и макетов.
Достигается это, в основном, двумя способами:
- Объединяющим, базовым, доминирующим брендирующим цветом/
общей цветовой схемой-доминантой

Пример: https://www.behance.net/gallery/133224573/Rebranding-coffee-points-COFFEEIN (Или можно пролистать этот же пример ниже, справа)








2. Базовым производным от конструкции фирменного блока, визуально «цитируемым» в упрощенной форме (доходящей иногда
до абстракции) графическим элементом/«инженерным» приёмом/стилистическим трендом, размножаемым, повторяемым, масштабируемым
в той или иной конфигурации, в той или иной степени узнаваемости
в носителях и макетах

Пример: https://www.behance.net/gallery/138068949/Concept-of-a-logo-identity-for-the-coffee-bakery-Zerno (Или можно пролистать этот же пример ниже)






Как вы знаете, перечень носителей и макетов у каждого проекта индивидуальный и определяется «картой путешествия пользователя»/CJM/брендируемыми точками контакта
Общая таблица носителей фирменного стиля: https://disk.yandex.ru/i/zhVTKWVp9-qrAA (PDF), из которой
вы выбираете «точки контакта», согласно вашим CJM‘ам, а затем подбираете соответствующие мокапы, верстаете макеты и визуальный ряд для «сборки»
и презентации проекта.

Но вне зависимости от конкретной «конфигурации» каждого CJM’а, [почти] в каждом проекте по умолчанию есть «универсальные» носители и макеты
— Брендированная деловая документация (визитки, бланки, конверты, etc.)
— Брендированная наружная реклама (Out-of-home, Digital Out-Of-Home)
— Минимум одна позиция брендированного сейлз-кита (обложка буклета)
— Минимум несколько позиций мерча (кружка, толстовка, майка и т.д.)
— Макеты для «цифры»: баннеры для контекстной рекламы (Яндекс, Google),
а также баннеры и прочие элементы оформления для соцсетей (если нужно)
И поскольку позиций и единиц брендирования всегда много, то последнее, и никому не нужное дело — всякий раз создавать «новый макет с нуля», и в конце концов запутаться. Это нам с вами совсем не нужно.
А то, что нам действительно нужно — систематизация.
По сути, ваш следующий грамотный шаг — создание универсального «макета», схемы/принципов взаимодействия логоблока, цветов, типографики, а также абстрактных элементов второго уровня (паттернов, фонов и фотостиля).
Всё это просто всякий раз перестраивается/перевёрстывается (если речь идет о макетах)
…или масштабируется, визуально «цитируется» (если речь идёт
о малоразмерных носителях «быстрой коммуникации», кружках, конвертах, бланках, неинформационных носителях), всякий раз адаптируется
к конкретному формату и размеру: билборду 3×6, сити-формату, баннеру
для контекста, обложке буклета, и т.д., и т.п.



Для этого уже на первом макете, который
вы разрабатываете, необходимо очень чётко понимать какие у вас закладываются дальнейшие макетные установки, каков прицип сборки и расположения информации…
…всегда понимать, какая доминанта объединяет все ваши разнородные макеты и носители (см. выше: или доминирующий брендирующий цвет,
либо, при отсутствии такой возможности, когда брендирующих цветов много, или они не определены конкретно, либо не являются основной «фишкой», объединять графическим элементом/«инженерным» приёмом/стилистическим трендом).
Пример (см. подробнее): https://www.behance.net/gallery/69938907/Agro-Expert-Group-helping-you-get-the-harvest

Хотя на практике, чаще всего, проект объединяется в равной степени и цветовой схемой, и узнаваемым графическим/стилистическим приёмом

Пример: https://www.behance.net/gallery/88794279/Shoko-Coffee-the-cool-new-Grab-Go-coffee-spot (пролистать этот же пример ниже)







…КРАЙНЕ необходимо, хотя бы в общем и целом, «быстро» прикинуть все свои макеты в предварительных эскизах «от руки», чтобы представлять себе всю картину изменений взаимоотношений элементов и макетных установок.

Кроме того, в реальной конкурентной жизни у вас НИКОГДА не будет достаточно времени, чтобы «за ночь» накидать все макеты в InDesign/Adobe Illustrator/Photoshop. Необходимо прокачивать скилл стильного
и убедительного быстрого скетчинга «от руки». Т.к. ситуация «через два часа
с клиентом обсуждать предварительную концепцию рекламной кампании» у вас
будет случаться после окончания вуза максимально часто.
Макетные установки. Визуальное
и концептуальное единство проекта.
Макетные установки, позволяющие «держать стиль»
и формирующие концептуальное единство, при изменении носителя, размера и функции каждого макета/носителя, это
— цвет/цветовые схемы

— знаковые ряды второго уровня (паттерны и абстрактная векторная графика, «привязанная» брендирующим цветом)

— типографика (наборная и акцидентная)

— модульные сетки, правила компоновки, взаимного расположения брендирующих элементов (логоблок
и константы фирменного стиля), текстовых
и иллюстративных элементов, и размерные последовательности (золотое сечение, правило третей, правило внутреннего и внешнего, якорные объекты)

— концептуальное и смысловое единообразие key visual
и прочих элементов фотостиля во всех макетах, где они присутствуют (в т.ч. через imagery мы передаём tone of voice бренда)


Каждый из «универсальных» носителей
и каждая из брендируемых позиций имеет свои нюансы
и закономерности разработки
Напоминаю ещё раз, что это
— Брендированная наружная реклама (Out-of-home, Digital Out-Of-Home)
— Брендированная деловая документация (визитки, бланки, конверты, etc.)
— Минимум одна позиция брендированного сейлз-кита (обложка буклета)
— Минимум несколько позиций мерча (кружка, толстовка, майка и т.д.)
— Макеты для «цифры»: баннеры для контекстной рекламы (Яндекс, Google),
а также баннеры и прочие элементы оформления для соцсетей (если нужно).
____________________
Наружная реклама (Out-of-home, Digital Out-Of-Home)
…но для начала — некоторое количество исключительно технической инфы.
Носители/рекламные конструкции:
— щиты 3х6 (билборды) – классические отдельно стоящие конструкции на статичных опорах с рекламным полем 3х6 метра.

Размеры учебного рабочего файла, естественно, будут 600×300 mm (60×30 cm)
(видимый размер исходного PSD-файла, в котором вы собираете дизайн-макет для билборда, соответственно, 570×265 mm (57×26,5 cm), разрешение 300 dpi)
______________________________________________
Внимание! Если (ключевое слово «если») в макете билборда 3×6
нет растровых изображений, и по вашей задумке там только векторная графика, то можно вообще не открывать Photoshop,
а собрать базовый макет для билборда полностью в Adobe Illustrator

…во всех остальных случаях макет сохраняется в исходном формате,
в Photoshop’е, в растре (PSD 300 dpi 570×265 mm), а для работы
с мокапом сохраняется также его копия в формате TIFF 300 dpi
Разработанный брендированный макет помещают либо на смарт-слой готового, скачанного пустого шаблона, мокапа с условным фоном/абстрактной локацией (ресурсов с такими мокапами — море, и поищите, пожалуйста, наиболее выразительные):



Либо делают фотопривязку (перенос) мокапа с уже помещённым в него макетом, и сохраненным в отдельном слое PSD-файла, к фону конкретной локации (конкретного здания, города, местности, и т.д.)

____________________
— сити-форматы 1,2х1,8 метра

Размеры учебного рабочего файла, естественно, будут 120х180 mm соответственно, разрешение 300 dpi.
Это видимый размер исходного PSD-файла, в котором вы собираете дизайн-макет для сити-формата.
Алгоритм переноса разработанного макета на соответствующие мокапы, либо фотопривязка — такие же, как и в случае с билбордами.
В качественных мокапах сити-форматов, естественно, также недостатка
не наблюдается. (по поисковому запросу city light poster mockup free)

Паттерны в AI: автоматизация, экшены (1 часть)
Многие студенты-дизайнеры не подозревают, что Adobe Illustrator —
это чуть ли не на 50% алгоритмическая программа.
С возможностью автоматизации многих процессов.
На самом деле — это большая и волнующая тема, изучению которой можно и нужно посвящать десятки часов практики.
Особенно, учитывая тенденцию 2010-х — 2020-х
к безразмерным, динамическим, «размножаемым», паттерновым структурам в самых модных проектах
в сфере айдентики.
Примеры:
Ребрендинг Bluenext:
https://www.underconsideration.com/brandnew/archives/new_logo_and_identity_for_bluenext_by_dixonbaxi.php

Брендинг итальянской звукозаписывающей студии:
https://mindsparklemag.com/design/laurel-visual-identity

Ребрендинг стартапа © Teamweek (от эстонского дизайн-бюро © fraktal.co)


В роли повторяющегося паттерна может также выступать визуализированная (а не подразумеваемая) модульная сетка фирменного блока.




«Польская дизайнерская студия forbrands.pl (ранее Artentiko) разработала айдентику по заказу вроцлавской архитектурной студии Ideo Architekci .
Основанная на модульной и динамической сетке, использовании выразительного гротеска и яркой «промышленной» цветовой палитре, дизайн-система легко адаптируется под любой формат.
«Идея этого проекта — «максимальная гибкость» и регулируемый размер и форма логотипа на основе «масштабируемой модульной сетки».
Базовые элементы айдентики становятся «живым», заполняя пространство и настраиваясь «на носитель»
Обновление айдентики Evernote паттерны становятся неотъемлемой частью интерфейса https://medium.com/taking-note/ever-better-refreshing-the-evernote-brand-f3f28ff12a88



Для цифровых проектов паттерн становится эдаким резервуаром форм для новых иконок, кнопок, и прочего UI-design.


Теперь к технической стороне вопроса…
Например, мы из модульной графемы D решили сделать бесшовный паттерн
В файле neo_geo_3.eps создаем заготовку для повторяющегося бесшовного паттерна


Затем записываем последовательность действий
(пишем простейший экшен в AI)

Подробности пошагово разъясню на уроке
Ок, теперь давайте напишем чуть более сложный экшен, где в «шахматном» порядке «размножаются» два элемента
В качестве примера построим в одном из вариантов модульной сетки две стилизованные модульные графемы — «D» и «O»

…и напишем экшен, при помощи которого получим такой паттерн из этих двух модульных графем

Подробности также пошагово разъясню на уроке
В современной айдентике паттерны могут нести в себе «несколько функциональных моделей»:
— могут «размножать» лого, если его конструкиця для этого приспособлена, т.е. оно адаптивное, вариативное и изначально предполагает существование
в виде паттерна.


— могут «вписывать» лого в сетку, если его конструкиця — это, фактически, её фрагмент


— быть самостоятельным элементом фирменного стиля, никак пластически и «архитектурно» не связанными с конструкцией лого.
И объединяться разве что на уровне цвета.

