Навстречу 90-летию Станкина

В 1938 году связи с острой потребностью машиностроительной отрасли в инженерах-технологах в «СТАНКИНе» была создана специальность «Технология машиностроения». В этом же году была организована и кафедра «Технология машиностроения».
Кафедру возглавил крупный советский ученый, д.т.н., профессор Александр Иванович Каширин - один из основоположников отрасли науки о технологии машиностроения.
        Первые годы деятельности кафедры были направлены на организацию учебного процесса, решение методических задач и создание технологического кабинета.
        Первый выпуск инженеров-технологов в количестве 47 человек состоялся в 1941 году.
        В годы войны преподаватели и сотрудники кафедры активно участвовали в создании оборонных сооружений, налаживании производства на эвакуированных заводах, выпуске военной продукции и, несмотря на тяготы военного времени, не прекращали подготовку инженеров. За период 1941-45 гг. кафедрой было выпущено 234 инженера.       
В 1946 г. руководство кафедрой было поручено д.т.н., профессору Борису Сергеевичу Балакшину, основавшему научно-технологическую школу и поныне, считаемую передовой.
   Научным направлением кафедры в те годы было «Повышение точности изделий и производительности технологических процессов».
        С начала 50-х годов и на протяжении 25 лет велась разработка идей об оснащении станков устройствами адаптивного управления (САУ), выдвинутых Б.С. Балакшиным. Исследования в области САУ оказались весьма эффективными: первый в мире станок, оснащенный САУ, был создан аспирантом Л.В. Худобиным в 1958 году. Разработка проблемы адаптивного управления ходом процесса обработки заготовок привела к выдвижению оригинальных идей. Так Ю.М. Соломенцевым было доказано, что с помощью САУ можно управлять не только точностью обработки, но и себестоимостью операции. А работы Ю.С. Осадчего, В.Д. Корнеева и Л.М. Червякова вскрыли новый путь построения прецизионных станков.
По проблеме было защищено свыше 40 кандидатских диссертаций, опубликованы три монографии «Самоподнастраивающиеся станки» (1965, 1967, 1970 гг.) и издан капитальный труд «Адаптивное управление» (1973 г.). Работы кафедры по проблеме адаптивного управления вскрыли подходы к управлению и его теоретические аспекты. Идея Б.С. Балакшина получила всемирное признание. В 1972 г. коллективу кафедры в лице Е.И. Луцкова, С. П. Протопопова, Б.С. Балакшина, Б.М. Базрова, Ю.М. Соломенцева, В.А. Тимирязева была присуждена Ленинская премия.
        С 1960 г. на кафедре началась разработка теории автоматической сборки изделий. Этой проблеме были посвящены кандидатская диссертация В.В. Косилова, кандидатская и докторская диссертации А.А. Гусева, в лице которого «Станкин» получил крупного специалиста по автоматической сборке изделий.
        В 1964 г. Д.В. Чарнко завершил важную работу по раскрытию структур операций. Д.В. Чарнко показал, что за счет их совершенствования, производительность технологических процессов может быть повышена в 10 раз.
        В 1967 г. И.М. Колесовым была закончена работа по раскрытию количественных связей между отклонениями формы, относительно поворота поверхностей деталей и расстояния между ними, появляющихся в процессах изготовления машин.
        В 1970 г. были утверждены ГОСТы 16319 и 16320-70 «Размерные цепи», разработанные Б.С. Балакшиным и И.М. Колесовым, позволившие узаконить терминологию и методы расчета допусков. ГОСТы 16319 и 16320-70 сыграли большую роль в раскрытии смысла теории размерных цепей и ее широкой популяризации. Стандарты по размерным цепям были переутверждены в 1980г., а в 1987г. по заданию Госстандарта сведены в методические указания РД 50-635-87.
        Учебный процесс, осуществляемый кафедрой, формировался и развивался в соответствии с требованиями машиностроения к качеству инженеров - технологов и по мере совершенствования научного потенциала кафедры. 
       Чтение курса «Технология станкостроения» было начато в «СТАНКИНе» еще в 1932 г. С созданием кафедры технологии машиностроения в 1938 г. технологическая подготовка инженеров была усилена теоретическими курсами «Основы технологии машиностроения», «Проектирование приспособлений», «Проектирование цехов и заводов».
        С окончательным оформлением к концу 50-х годов научной школы Б.С. Балакшина, ставшей основой учебного процесса, определялась и его цель: учить методу построения технологических процессов. Только обучение методу позволило готовить инженеров широкого профиля, способных работать в любых отраслях машиностроения.
       60-е годы отмечены введением в учебный план ряда новых дисциплин: «Автоматизация технологических процессов», «Служебное назначение и основы создания машин», «Теория автоматического регулирования», «Основы научных исследований» и др.
        Помимо лекций, лабораторных работ и практических занятий большую роль в подготовке инженеров играли практики на предприятиях, курсовое и дипломное проектирование.
        Традиционно Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) отмечала высокий уровень подготовки инженеров кафедрой «Технология машиностроения». Этому же свидетельствовал высокий спрос машиностроения на выпускников «СТАНКИНа» по специальности «Технология машиностроения».
        Успех и авторитет кафедры в науке и учебных делах привлекли внимание вузов страны, и кафедра стала местом стажировки преподавателей по специальности 0501. В конце 60-х годов при кафедре был создан факультет повышения квалификации (ФПК). Численность потоков на ФПК доходили до 50 человек.
        В эти же годы начался большой приток аспирантов. Состав аспирантов ежегоднодоходил до 15 и более человек. В аспирантуру при кафедре поступали не только выпускники советских вузов, но и зарубежных.
        В конце 60-х годов установилось тесное сотрудничество кафедры с Дрезденским техническим университетом и Высшей технической школой, в г. Карл-Маркс-Штадте (ГДР).
        Успехам кафедры в подготовке инженеров и научной деятельности содействовал беззаветный труд ее коллектива: ученых и сотрудников. В период 1950-1974гг. на кафедре работали доктора технических наук, профессора: Б.С. Балакшин, Л.А. Глейзер, Д.В. Чарнко, И.М. Колесов; кандидаты технических наук, доценты: В.Н. Федоров, С.С. Данилов, С.А. Чихачев, С.П. Трошенский, Н.Г. Латышев, Е.И. Луцков, С.Н. Соловьев, А.З. Бабушкин , Б.Л. Беспалов, С.П. Протопопов, Е.И. Трофимова, Н.А. Герасимов, В.Ф. Колотенков, И.М. Баранчукова, А.Г. Схиртладзе, Ю.Б. Крамаренко, А.А. Гусев Б.М. Базров, В.А. Тимирязев, Е.А. Ковальчук, В.А. Медведев, В.Г. Митрофанов, В.П. Вороненко.
        В1974г. кафедра «Технология машиностроения» понесла тяжелую утрату. Скончался Борис Сергеевич Балакшин - Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Ленинской премии. Почетный доктор-инженер Дрезденского технического университета, доктор технический наук, профессор, возглавлявший кафедру в течение 28-и лет. Б.С. Балакшин внес огромный вклад в развитие технологии машиностроения, которую трактовал как отрасль науки, занимающуюся изучением именно процессов изготовления машин. Научные основы технологии машиностроения, разработанные B.C. Балакшиным, содержат ряд научных понятий и положений, вошедших в терминологию и практику технологии машиностроения; теорию размерных цепей (1939г.); теорию базирования (1946г.); метод разработки технологического процесса изготовления машины, содержащий состав, последовательность действий и указания по их осуществлению.
        Научные основы технологии машиностроения, разработанные Б.С. Балакшиным, изложены в трудах «Технология станкостроения», «Основы технологии машиностроения» и «Теория и практика машиностроения».
        Научная школа Б.С. Балакшина нашла признание не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Учебники Б.С. Балакшина переведены на английский, китайский, латышский и узбекский языки. Благодаря научной школе Б.С. Балакшина кафедра «Технология машиностроения» «СТАНКИНа» была отнесена в стране к числу ведущих кафедр по этой специальности.
 
        Сохранение и развитие научной школы Б.С. Балакшина, авторитета и традиций кафедры стало главной задачей доктора технических наук, профессора Игоря Михайловича Колесова, возглавившего кафедру в 1974 г.
        Первым шагом в укреплении научной школы была разработка государственного стандарта по базированию и базам, начатая в 1973 г. еще при жизни Б.С. Балакшина и завершившаяся утверждением ГОСТа 21495-76 «Базирование и базы в машиностроении» в 1976 г. в редакции «СТАНКИНа».
        В 1975 г. перед кафедрой возник вопрос: в каком направлении вести дальше научную работу? Проблема адаптивного управления к этому времени была исчерпана и для крупной кафедры фронт научных работ иссяк. Выбор нового научного направления мог быть связан с проблемой, актуальной для машиностроения в то время. Таковой являлась автоматизация мелкосерийного и единичного производства с применением гибких производственных систем (ГПС). И кафедра подключилась к решению этой проблемы.
        Новое научное направление потребовало создания экспериментальной базы, т.е. собственной ГПС, что и было сделано в 1977 г.. ГПС получила название «АСМО» и являлась единственной ГПС в вузах страны и зарубежных вузах чем, видимо, объясняется высоких интерес, проявившийся к ней, и большой наплыв гостей на кафедру. Работа по ее созданию осуществлялась силами всей кафедры, а особый вклад в реализацию проекта внес д.т.н. профессор Д.В. Чарнко.
        «АСМО», предназначенная для изготовления корпусных деталей, служила материальной базой для учебного процесса и научных работ в области автоматизации мелкосерийного и единичного производства. Первые лабораторные работы с ее использованием были поставлены Н.Г. Латышевым и Т.Г. Голубевой.
        «АСМО» помогла вникнуть в сущность автоматизированного производственного процесса и представить его в виде сложной вероятностной системы пяти множеств связей: свойств материалов, размерных, информационных, временных и экономических, охватывающей технологию изготовления изделий, организацию производственного процесса, оперативное планирование и управления им.
        В 1979 г. по заданию ВАК СССР кафедрой был разработан паспорт научной специальности 05.02.08 - Технология машиностроения. Этот документ узаконил толкование технологии машиностроения как отрасли науки, ее цель и решаемые задачи:
«Технология машиностроения - это отрасль науки, занимающаяся изучением связей и закономерностей в производственных процессах изготовления машин. Рассматривая производственный процесс изготовления машин как проявление вероятностной системы множеств связей свойств материалов, размерных, информационных, временных и экономических, технология машиностроения исследует эти связи с целью обеспечения в процессе производства требуемого качества машины, наименьшей ее себестоимости и повышения производительности труда.»
        Отсутствие метода построения автоматизированного производственного процесса привело к уточнению научного направления кафедры, связавшей свою дальнейшую научную работу с разработкой этого метода. Изучение свойств системы пяти множеств связей позволило к 1990 г. обрисовать в общих чертах содержание метода и приступить к его детальной разработке.
        Наряду с научными работами основного научного направления на кафедре велся ряд работ и других направлений. Так, под руководством д.т.н., профессора А.А. Гусева шло последовательное углубление теории автоматической сборки изделий.
        Активная научная деятельность кафедры способствовала постоянному совершенствованию учебного процесса, основой которого по-прежнему служила научная школа Б.С.Балакшина.
        Научный авторитет кафедры подкрепляло широкое участие ее членов в работе различных государственных и общественных организации. Таких, как Высшая аттестационная комиссия при С.М. СССР, НТС Минстанкопрома, Госстандарт, редакционные советы издательств "Машиностроение" и "Станки и инструменты”.
        Широкой была и литературная деятельность профессорско-преподавательского состава и аспирантов кафедры: учебники, учебные пособия, монографии, статьи доклады.
       90-е годы явились трудным временем, как для всей страны, так и для кафедры. Нестабильность во всех сферах жизни общества сказалась и на деятельности кафедры. После ухода в 1986 г. И.М. Колесова с должности заведующего кафедры, кафедру возглавляли: 1986-89 гг. - д.т.н. профессор В.Г. Митрофанов, 1989-93 гг. - д.т.н. профессор Н.М. Султан-Заде, 1993-99 гг. - д.т.н. профессор В.К. Старков, 1999-2000 гг. - д.т.н. профессор А.Н. Овсеенко, с 2001 г. кафедру снова возглавил д.т.н. профессор Н.М. Султан-Заде, с 2004  д.т.н. проф., Вороненко В.П.
        За последние десять лет существенно обновился профессорско- преподавательский состав кафедры и на сегодняшний момент его образуют: доктора технических наук, профессора В.П. Вороненко, В.В. Кузьмин, А.А. Гусев, А.Н. Овсеенко, В.А. Тимирязев, Л.М. Червяков, А.С. Верещака; кандидаты технических наук, доценты В.Н. Брюханов, Т.Г. Голубева, В.Ю. Новиков, Н.А. Сычева, В.А. Долгов, С.В. Луцюк, А.К. Кириллов.
       В период с 1989 по 1994 г. кафедрой была проделана большая работа, связанная с переходом к трехступенчатому образованию. Разработка учебных планов, программ дисциплин и методических материалов потребовала больших затрат сил и времени. С этой задачей кафедра справилась успешно. Большое участие в формирование учебных планов принял декан технологического факультета Ю.Е. Седов.
        Первый выпуск бакалавров по специальности "Технология машиностроения" состоялся в 1995 г., а выпуск дипломированных инженеров - в феврале 1997 г. и магистров технологических наук - в июне 1997 г.
        В связи с потребностями машиностроении в специалистах в области предпринимательства в 1995 г. кафедрой была введена специализация «Технология и менеджмент в машиностроительном производстве», имеющая цель углубленной экономической и организационно-управленческой подготовки выпускников кафедры.
        Пополнение кафедры учеными, занимающимися исследованиями других проблем, расширили тематику научных работ.
        В период 2000—2008 гг. была весьма плодотворной учебно-методическая деятельность кафедры. За эти годы был издан ряд учебников и учебных пособий, авторами которых являются члены кафедры.
        За период времени 1941-2008 гг. кафедрой подготовлено свыше 5300 инженеров-технологов широкого профиля, работающих в различных отраслях промышленности, свыше 152 кандидатов технических наук и не менее 30 докторов технических наук.
       Сегодня основными задачами стратегического развития кафедры являются:
  • формирование научного направления развития кафедры в области технологического перевооружения механосборочных машиностроительных производств, включая разработку:
- методов и средств технологического аудита механосборочных производств,
- автоматизированных систем технологического проектирования и изготовления деталей на станках с ЧПУ (CAPP/CAM),
- маршрутных и операционных технологий изготовления сложных деталей на станках типа обрабатывающий центр,
- технологий автоматизированной сборки машиностроительных изделий,
- методов и средств прецизионной обработки заготовок на автоматизированном оборудовании,
- проектов новых механосборочных производств.
  • повышение качества образовательных услуг  на основе реальной интеграции науки, образования и производства; подготовка специалистов по востребованным направлениям, введение прогрессивных форм ведения учебного процесса,
  • совершенствование кадрового состава: привлечение к работе на кафедре инженеров-технологов с опытом практической работы, молодых преподавателей и специалистов,
  • улучшение работы аспирантуры и докторантуры, повышение ответственности научных руководителей за выпуск кандидатов наук,
  • развитие материально-технической базы кафедры, приобретение нового учебно-лабораторного оборудования и станков с ЧПУ,
  • создание возможностей и благоприятных условий для повышения заработной платы преподавателей и УВП.
 
 

 

21.06.2020 - 16:15